Политика и регулирование

Европейские чиновники усиляют контроль: чем грозит криптоэнтузиастам MiCA-2

В Евросоюзе полмесяца назад начал свое поэтапное вступление в силу закон о регулировании криптоактивов. Но уже начали ходить слухи о возможной второй волне регулирования крипторынка. Попробуем разобраться в прогнозах.

Содержание

MiCA

Вступивший в силу (пока только частично – процесс завершится в декабре 2024) закон получил название Regulation on Markets in Crypto-Assets, сокращенно MiCA. MiCA считается одним из первых в мире всеобъемлющих законодательных актов, претендующий на создание в рамках Европейского Союза легальной для всех игроков рынка зоны. Заявленная цель – привнести в криптоиндустрию ясность, прозрачность и безопасность. При этом вводятся довольно жесткие требования ко всем игрокам: от создателей криптовалюты до провайдеров услуг.

У участников рынка будет 18 месяцев на приведение дел в соответствие новому регулированию, получение лицензий и выполнение других требований нового закона. С одной стороны, для отдельных игроков подобный законопроект благотворен: устраняет неопределенность, существовавшую в силу раздробленности регулирования – до сих пор каждое государство ЕС имело свою нормативную базу, выдавало лицензии и так далее. Сейчас регулирование унифицируется. Такая крупная торговая платформа как Binance с одобрением отреагировала на введение MiCA, объявив, что крипторегулированию в ЕС очень не хватало ясности.

С другой стороны, MiCA вводит действительно жесткие требования, создавая очень серьезный прецедент в масштабах всей планеты. Учитывая энтузиазм, который проявили члены Европарламента, проголосовав большинством в 90% за MiCA, дальнейшие шаги к более жесткому регулированию вполне вероятны. Тем более что многие участники рынка, кажется, пока не особо возражают. Аналитики издания Cryptonomist попытались разобраться в том, достаточны ли введенные MiCA правила для исчерпывающего регулирования. Их аналитический материал знакомит с разными позициями на этот счет: высказывается и поддержка дальнейших регулятивных действий, и суждения о достаточности MiCA в нынешнем виде. А также приводится осторожное мнение: избыточное регулирование может убить инновации.

MiCA-2

Европарламент, судя по итогам голосования, не обладает такой же широтой позиций. Там явно доминирует стремление к максимальному урегулированию крипторынка. А это значит, что вторая версия MiCA крайне вероятна. Об этом говорят и заявления официальных лиц ЕС. Еще год назад (то есть за год до принятия MiCA), председатель Европейского центрального банка Кристин Лагард (Christine Lagarde) говорила о недостаточности предложенных в рамках MiCA мер. По мнению чиновницы, в регуляторные сети необходимо поймать сам Биткоин и DeFi-проекты, которые MiCA затрагивает лишь вскользь. Глава ЕЦБ уже тогда прямо говорила: 

«MiCA-2 будет иметь более широкий охват и будет подробно регулировать некоторые из инноваций на этих неизведанных территориях, которые подвергают потребителей риску и где отсутствие регулирования распространяется на мошенничество, незаконные заявления, спекуляции и преступные сделки».

Более того, чиновница прямо заявила о том, что криптоиндустрия угрожает финансовой стабильности и потому должна быть более детально урегулирована. Если Лагард озвучила позицию всего ЕЦБ по данному вопросу, то у MiCA-2 появилась серьезная поддержка внутри официальных органов ЕС еще даже до принятия MiCA-1.

Что можно ожидать от MiCA-2? Пока сказать сложно. Впереди долгие 18 месяцев адаптации участников рынка к новому регулированию. Официальные органы спать в это время не будут: процесс имплементации MiCA-1 предполагает серьезную аналитическую работу на всех этапах – значит, текущие правила будут активно дорабатываться, в них будут искать «серые зоны», которые потребуют усугубления регулирования.

Прогнозы о MiCA 2 в первую очередь упоминают криптостейкинг и криптолендинг, а также связь крипторынка и финансовых инструментов. Аналитики указывают на DeFi как на следующую мишень регуляторов. Говорят о регулировании NFT (которых, кстати и MiCA-1 уже вскользь, но касается) и децентрализованных автономных организаций. DAO, в принципе, действительно нуждаются в некоторой регуляторной ясности – поскольку модные DAO зачастую легализуются при помощи привычных очень консервативных конструкций (не всегда удобных для целей DAO) – юридических лиц.

Прогнозы относительно MiCA-2 пока довольно условны и составлены, исходя из отсутствующих в MiCA-1 положений. На самом деле все может быть совсем по-другому: MiCA-2 способен наряду с новыми областями регулирования, такими как DeFi, DAO и NFT, изменить и те нормы MiCA-1, которые плохо (с точки зрения регулятора) покажут себя на практике. Пока у нас на руках нет нового законопроекта, остается ждать и уточнять прогнозы. И внимательно следить за ходом развития событий и поэтапным внедрением новых прескрипций европейской бюрократической машины, которые в перспективе способны перенять чиновники по всему свету.

Источник

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Итого: 0 Среднее значение: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»